Integrated annual report | Samruk-Energy JSC

“ECONOMIC” CATEGORY

Aspect “Reliability and sustainable development of electricity generation”

Electricity is the basic infrastructure sector, supplying electricity and heat to all other sectors of the economy. The level of social and economic development of the country and the life of each person are directly connected with energy consumption. The company occupies a niche place in meeting the demand for electricity and, accordingly, one of its priority tasks is high-tech development of electricity generation in a long-term development strategy. This is the implementation of investment program for construction of new facilities, the reconstruction of current equipment with the use of technologies to reduce the impact on the environment and improve energy efficiency, this is the task of ambitious development of RE generation, and this is a large-scale transformation and increase of operating efficiency.

In order to fulfill the country’s task on energy security, the work on ensuring technical readiness (including scheduled shutdown and maintenance) of EPO equipment is conducted on an ongoing basis to carry a given load. Current, new and potential customers of the Company are analyzed as well as the planning and prompt synchronization is conducted with the data of the department in charge of plant’s readiness.

On a permanent basis, the Company together with other representatives of the Working Group at the Ministry of Energy of the Republic of Kazakhstan is working on issues of capacity market, environment and nature management.

The following activities are carried out as part of formation of the Company’s position relating to export supplies:

Creation of Common Electricity Market of EEU (hereinafter – EEU CEM).

Formation of the Common Electricity Market of CIS EPS.

In the course of development of proposals for creation of EEU CIM, the Company participated in the meetings of the Subcommittee for the establishment of EEU CIM and the Advisory Committee for Power Industry under the Board of the Eurasian Economic Commission (hereinafter – EEC).

Aspect “Development of innovation and operating efficiency”

The Company’s long-term development strategy implies the addressing of an issue of decarbonizing the Republic of Kazakhstan’s economy and optimization of the operation of generating facilities through technological efficiency secured by the development of competencies in R&D.

The fuel for the Company’s main generating sources is the high-ash coal of Ekibastuz coalfield.

To ensure rational and environmentally responsible use of fuel and energy resources, a scientific research work is conducted in cooperation with Nazarbayev University: “Development of furnace equipment technology of boiler units for burning high-ash coals of Ekibastuz deposit’s seam No.3 and depleted coal / coal by-products”.

In order to conduct this research work, a research laboratory was established on the territory of private institution “Nazarbayev University Research and Innovation System”.

The work involves the creation of an experimental plant for burning high-ash coal. According to the results of work, a technological model of the gas-dynamic processes of an FB (fluidized bed) or the CFB (circulating fluidized bed) industrial installation and feasibility study of building a TPP with FB and CFB boilers will be developed.

As part of the task of economic sectors digitization, the Company took the initiative to implement the projects “Digital Power Plant” and “Digital Coal mine”.

The first project is to create a digital power plant on the basis of Ekibastuz SDPP–1, which will collect and process an industrial data, mathematical models of equipment, analytical algorithms, and which will monitor remotely and diagnose the technical condition of main and auxiliary equipment in real time. This will allow optimizing the operation modes of the power plant’s power units. helping to reduce the human factor in hazardous and labor-intensive areas, increasing the efficiency and flexibility of production and management processes, increasing the productivity, reliability and safety of equipment.

The second project envisages the creation of a unified automated system for managing production processes of coal mining and shipment, processing and analysis of digital data of the coalmine in real time mode at “Bogatyr Komir” LLP. This will increase the productivity of quarry equipment, reduce energy consumption and the cost of coal mining.

In order to eliminate the consumption of fuel oil, stabilize the combustion of the pulverized-coal flare under reduced loads when burning high-ash coals at the Company’s thermal power plants, it is planned to develop and implement a project on introduction of technology for the system of oil-free starting up of boiler units (plasma-fuel system). The implementation of the project will improve the technical, economic and environmental performance of power plants.

Aspect “Energy Efficiency”

The Company’s Management Board approved the Energy Conservation and Energy Efficiency Program.

The program is a fundamental document for planning and implementing activities in the field of energy conservation and energy efficiency.

The purpose of this program is to develop measures for rational and economically feasible use of fuel and energy resources based on the use of innovative technologies.

As part of ongoing work on energy conservation and energy efficiency, activities are implemented in accordance with approved plans. At the end of the year, 69 activities aimed at reducing consumption of fuel and energy resources were implemented.

Energy consumption within the organization

There is a decrease in overall fuel consumption in 2014–2016. According to results of 2017, the increase in fuel consumption (coal. gas) is associated with an increase in electricity generation at ESDPP–1 (exports to Russia), as well as an increase in the installed capacity of Aktobe CHP with the commissioning of a new turbine unit No. 3 in 2016.

Consumption within the organization

2014

2015

2016

2017

Total fuel consumption, 106 GJ, incl:

272.6

225.4

225.5

285.2

coal

244.4

199.1

196.1

254.8

gas

24.7

23.6

27.3

28.4

Fuel oil

2.0

1.3

0.8

0.7

Petroleum

0.3

0.3

0.3

0.2

diesel

1.3

1.1

1.0

1.1

Total electricity consumption, 103 mln. kWh

3.9

3.5

3.5

3.6

Total heat consumption, 106 GJ

3.7

3.0

2.7

2.6

Total electricity consumption, 106 GJ

17.7

15.8

15.3

15.6

In comparison with the base year of 2014, in general, energy consumption tends to decrease.

A decrease in motor fuel consumption (gasoline) by 15 % was achieved in comparison with 2016, which is due to the transfer of part of vehicles to gas. Reducing fuel oil consumption by 12 % was achieved due to a reduction in frequency of starts of power units from the reserve at ESDPP–1, as well as stabilization of gas supplies to APP JSC CHP–1.

Energy intensity

The energy intensity of the gross commodity product of the Company following the results of 2017 was 29 tons of 
r.f./mln. tenge which is due to an increase in electricity generation by 28 % compared with 2016 and the retirement of assets (privatization of MDPGC and EK REC).

The volumes of consumption of fuel and energy resources within the organization, as well as the volumes of electricity and heat production, electricity transferred, coal extracted were used in this figure.

Ton of reference fuel/mln. tenge

АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет

Категория «Экономическая»

Аспект «Надежность и устойчивое развитие генерации электроэнергии»

Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль, снабжающая электричеством и теплом все остальные сектора экономики. С энергопотреблением прямо связаны и уровень социально-экономического развития страны, и жизнь каждого человека. Компания занимает нишевое место в удовлетворении спроса на электроэнергию и, соответственно, одной из своих приоритетных задач ставит высокотехнологичное развитие генерации электроэнергии в долгосрочной стратегии развития. Это и реализация инвестиционной программы по строительству новых мощностей, и реконструкции текущего оборудования с применением технологий по снижению воздействия на окружающую среду и повышению энергоэффективности, это и задачи по амбициозному развитию ВИЭ-генерации, и это масштабная трансформация и повышение операционной эффективности.

В целях выполнения страновой задачи по энергобезопасности на постоянной основе ведется работа по обеспечению технической готовности (в т. ч. проведение плановых остановов и ТОиР) оборудования ЭПО к несению заданной нагрузки. Проводится анализ текущих, новых и потенциальных потребителей Компании, планирование и в оперативном порядке синхронизация с данными отдела по обеспечению готовности станций.

На постоянной основе Компанией совместно с другими представителями Рабочей группы при Министерстве энергетики РК ведется работа по вопросам рынка электрической мощности, экологии и природопользованию.

В рамках формирования позиции Компании по вопросам экспортных поставок ведется работа по следующим направлениям:

Формирование Общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (далее – ОЭР ЕАЭС).

Формирование Общего электроэнергетического рынка ЭЭС СНГ.

В рамках разработки предложений по формированию ОЭР ЕАЭС Компания принимала участие в заседаниях Подкомитета по формированию ОЭР ЕАЭС и Консультативного комитета по электроэнергетике при Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Аспект «Развитие инноваций и операционной эффективности»

Долгосрочная стратегия развития Компании предполагает решение задачи по декарбонизации экономики Республики Казахстан и оптимизации работы генерирующих мощностей за счет технологической эффективности, обес­печенной развитием компетенций в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Топливом для основных генерирующих источников Компании является высокозольный уголь Экибастузского месторождения.

Для обеспечения рационального и экологически ответственного использования топливно-энергетических ресурсов в сотрудничестве с АОО «Назарбаев Университет» выполняется научно-исследовательская работа «Разработка технологии топочных устройств котельных агрегатов для сжигания высокозольных углей пласта № 3 Экибастузского месторождения и обедненного угля/отходов обогащения угля».

В целях проведения данной научно-исследовательской работы создана научно-исследовательская лаборатория на территории ЧУ «Nazarbayev University Research and Innovation System».

Работа предполагает создание экспериментальной установки по сжиганию высокозольного угля. По результатам работы будут разработаны технологическая модель газодинамических процессов промышленной установки КС (кипящий слой) или ЦКС (циркулирующий кипящий слой) и технико-экономический анализ строительства ТЭС с котлами КС и ЦКС.

В рамках задачи по цифровизации отраслей экономики Компания выступила с инициативой по реализации проектов «Цифровая электростанция» и «Цифровой разрез».

Первым проектом предполагается создание цифровой электрической станции на базе Экибастузской ГРЭС-1, в которой будут собраны и обработаны промышленные данные, математические модели оборудования, аналитические алгоритмы, а также удаленный мониторинг и диагностика технического состояния основного и вспомогательного оборудования в режиме реального времени. Это позволит оптимизировать режимы работы энергоблоков электростанции, способствовать снижению человеческого фактора на опасных и трудоемких участках, повысить оперативность и гибкость процессов производства и управления, увеличение производительности, надежности и безопасности оборудования.

Вторым проектом предполагается создание единой автоматизированной системы управления производственными процессами добычи и отгрузки угля, обработки и анализа цифровых данных угольного разреза в режиме реального времени в ТОО «Богатырь Комир». Это позволит повысить производительность карьерной техники, снизить потребление энергоресурсов и себестоимость добычи угля.

В целях исключения расхода мазута, стабилизации горения пылеугольного факела при пониженных нагрузках при сжигании высокозольных углей на тепловых электростанциях Компании планируется разработка и реализация проекта по внедрению технологии системы безмазутной растопки котлоагрегатов (плазменно-топливная система). Реализация проекта позволит улучшить технико-экономические и экологические показатели электростанций.

Аспект «Энергоэффективность»

Решением Правления Компании утверждена Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Программа является основополагающим документом для планирования и осуществления деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Цель данной Программы – выработка мер по рациональному и экономически целесообразному использованию топливно-энергетических ресурсов на основе применения инновационных технологий.

В рамках проводимой работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности осуществляется реализация мероприятий в соответствии с утвержденными планами. По итогам года выполнены 69 мероприятий, направленных на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов.

Потребление энергии внутри организации

В период 2014–2016 годов наблюдается снижение общего потребления топлива. По итогам 2017 года рост потребления топлива (угля, газа) связан с увеличением выработки электрической энергии на ТОО «ЭГРЭС-1» (экспорт в РФ), а также увеличением установленной мощности ТОО «Актобе ТЭЦ» с вводом в эксплуатацию в 2016 году нового турбоагрегата № 3.

Потребление внутри организации

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Общее потребление топлива, 106 ГДж, в т.ч:

272,6

225,4

225,5

285,2

уголь

244,4

199,1

196,1

254,8

газ

24,7

23,6

27,3

28,4

мазут

2,0

1,3

0,8

0,7

бензин

0,3

0,3

0,3

0,2

дизель

1,3

1,1

1,0

1,1

Общее потребление электроэнергии, 103 млн. кВт•ч

3,9

3,5

3,5

3,6

Общее потребление тепловой энергии, 106 ГДж

3,7

3,0

2,7

2,6

Общее потребление энергии, 106 ГДж

17,7

15,8

15,3

15,6

По отношению к базовому 2014 году в целом по годам наблюдается тенденция снижения потребления энергии.

Достигнуто снижение потребления моторного топлива (бензин) на 15 % в сравнении с 2016 годом, что связано с переводом части автотранспорта на газ. Снижение потребления мазута на 12 % достигнуто за счет уменьшения количества пусков энергоблоков из резерва на ЭГРЭС-1, а также стабилизации поставок газа на ТЭЦ-1 АО «АлЭС».

Энергоемкость

Энергоемкость валового товарного продукта Компании по итогам 2017 года составила 29 т.у.т/млн. тенге, что связано с увеличением выработки электроэнергии на 28 % по сравнению с 2016 годом и выбытием активов (приватизация АО «МРЭК» и АО «ВК РЭК»)

В данном показателе использованы объемы потребления топливно-энергетических ресурсов внутри организации, а также объёмы произведенной электрической и тепловой энергии, переданной электрической энергии, добытого угля.

тонна условного топлива/млн. тенге